Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

Финансовое право

Список нормативных документов

К источникам финансового права относятся:

  1. Международные договоры;
  2. Конституция РФ;
  3. Кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
  4. Федеральные законы;
  5. Законы субъектов РФ;
  6. Указы Президента РФ;
  7. Постановления Правительства РФ;
  8. Ведомственные нормативные акты.

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является Бюджетный кодекс РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является Налоговый кодекс РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. Например, Указ Президента от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Правовые термины

Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку, профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые не уполномочены, включая держателей реестра (регистраторов). Также сюда входят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, таможенные органы, которые являются органами валютного контроля.

Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются на некоторую продукцию повышенного спроса. Они включаются в цену продукции и в результате по факту их оплата происходит покупателями.

Банк представляет собой кредитную организацию, обладающую исключительным правом в совокупности вести банковские операции в виде привлечения во вклады денежных средств юридических и физических лиц; размещения полученных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с условиями возвратность, платность, срочность; открытия и ведения счетов как физических, так и юридических лиц.

Бюджет (юридический аспект) представляет собой финансовый план в процессе формирования, распределения и применения централизованных государственных денежных фондов или фондов муниципального образования. Утверждение бюджета происходит соответствующими представительными органами власти или местного самоуправления в государстве.

Бюджетная система РФ – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, имеющая в основании экономические отношения и государственное устройство РФ. Регулируется с помощью норм права.

Бюджетное обязательство представляет собой признанную органом бюджетного исполнения обязанность совершения расходования средств соответствующих бюджетов на протяжении соответствующих сроков. Способно возникать в результате работы закона о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Бюджетное право РФ включает систему финансовых и правовых норм, посредством которых происходит регулирование бюджетного устройства в стране, порядок и состав распределения расхода и доходов системы бюджета, государственную компетенцию в сфере бюджета, а также сам бюджетный процесс.

Валюта иностранная представлена денежными знаками в форме банкноты, казначейского билета, монет. Она находится в обращении и является законным средством платежа наличностью на территории определенной страны (группы стран). В свой состав включает и те средства, которые изымаются или изъяты из обращения, но подлежат обмену.

Валюта РФ – денежные знаки в форме монет и банкнот. Выпускает ЦБ РФ в обращение как законное средство наличных платежей на территории нашей страны. Включает также денежные знаки, банковские вклады, средства банковских счетов, которые изымаются или изъяты из обращения.

Валюта свободно конвертируемая включает зарубежную валюту, без ограничений обмениваемую на валютные средства другой зарубежной страны в ходе любой валютной операции.

Валютное регулирование включает работу органов государства по регламентированию порядка совершения операций с валютой.

Валютные правоотношения – общественные отношения, которые регулируются нормами нескольких отраслей права, в том числе финансовое право. Возникают при осуществлении операций с валютой, проведении валютного контроля и регламентировании обращения валюты.

Валютные ценности включают зарубежную валюту и систему внешних ценных бумаг.

Валютный контроль представлен видом финансового контроля. Осуществляется в ходе операций с валютой. Его цель заключается в формировании соответствия проведенных операций действующим законодательным актам и наличию требуемых разрешений и лицензий; проверки исполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте и др.

Вексель – это вид ценной бумаги, с помощью которой удостоверяется ничем не обусловленное обязательство векселедателя (по простому векселю) или прочего плательщика, который указан в векселе (по переводному векселю) выплаты при наступлении срока суммы владельцу векселя (векселедержатель).

Вклад – представляет собой денежные средства в российской или зарубежной валюте. Его размещение происходит для хранения и получения дохода, который может может выплачиваться в денежной форме (процентами).

Государственный внебюджетный фонд – формирование и расход средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов нашей страны.

Денежная система страны – устройство денежного обращения, которое закреплено законом и включает взаимодействие между ее элементами. Словарь по финансовому праву рассматривает систему, которая включает организацию обращения денег, официальную денежную единицу, эмиссию наличности.

Денежная реформа – преобразование денежной системы (частичное или полное). Происходит для укрепления и стабилизации обращения денег.

Денежное обращение включает непрерывное движение денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме.

Деноминация – тип операции, которая выражается заменой старых денежных средств новыми. Здесь происходит их приравнивание в новых знаках к большему числу денежных средств, выраженных старыми знаками.

Деньги – средство, которое выражает сумму продукции, мера стоимости, общий для всех эквивалент стоимости.

Единица налогообложения включает долю объекта налогообложения. С ее помощью происходит исчисление налога.

Кассовые операции включают систему материальных, технических процедур, в том числе прием, хранение и выдача наличности. Правовое регулирование всех типов кассовых операций осуществляют высшие органы власти в государстве.

Кредит является операцией по привлечению свободных денежных средств определенных субъектов, аккумуляцией их в фонды денежных средств, предоставлением другим субъектам для временного использования на праве возмездности, возвратности и срочности. Вознаграждение за использование кредита представляет собой процент.

Кредит банковский включает отношения в сфере предоставления банками денег юридическим и физическим лицам, которые они используют для производственных, социальных и прочих целей. Основан на договорах временного пользования, используя принципы возмездности (платность), срочности и материальной обеспеченности долга.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое имеет право осуществлять банковские операции с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. на основе лицензии (разрешения) ЦБ РФ. Она формируется на основе любой формы собственности в качестве хозяйственного общества.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет определенной доли добавленной стоимости, которая формируется на всех производственных этапах и определяется в качестве разницы стоимости проданной продукции, работ и услуг и стоимости материальных затрат, которые относятся к издержкам обращения и производства.

Налог на прибыль представлен прямым налогом в форме изъятия в бюджет определенной суммы от результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Налоги являются обязательными и по юридической форме индивидуально безвозмездными платежами как физических лиц, так и предприятий. Их установка происходит в пределах компетенции представительным органом власти или местного самоуправления с целью зачислений в бюджет (или в соответствующих случаях, определенных законом, во внебюджетные государственные и муниципальные фонды целевого назначения), включая определение размера и срока уплаты.

Налоги косвенные – налоги, которые устанавливаются как надбавка к цене реализуемой продукции. Подобный налог непосредственно не связан с имуществом или доходом фактических плательщиков. Закон возложил юридическую обязанность вносить сумму налога в казну на организации, которые выпускают или продают товар, оказывают услуги (за счет выручки). По факту бремя уплачивать налог возлагается на потребителей, покупающих эту продукцию (услуги) по ценам, которые повышаются на сумму косвенного налога.

Налоги прямые – это сумма налога, непосредственно обращенная к налогоплательщикам, включая их доход, имущество, другие объекты налогообложения. Юридически и фактически плательщик в этой ситуации совпадает в одном субъекте.

Налоговая система включает систему сборов, налоговых платежей, пошлин, которые взимаются в соответствующем порядке.

Налоговое право состоит в совокупности финансовых и правовых норм. С их помощью регулируются общественные отношения в области установления и взимания налоговых выплат в бюджет и в предусмотренных законом случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды. Взимается с предприятия, физических лиц.

Налоговые правоотношения представляют собой финансовые отношения в обществе, которые могут регулировать нормы налогового права. Проявляются по поводу формирования и удержания налоговых платежей с компаний (предприятий), а также физических лиц.

Налогоплательщики представлены организациями (юридическими лицами, филиалами и прочими обособленными подразделениями юридических лиц) и физическими лицами. Они в соответствии с законодательными актами должны нести обязанность уплаты налога.

Неналоговые доходы государства (муниципального образования) — это те доходы, которые поступают в их распоряжение по причине использования государственного и муниципального имущества, штрафы, платежи эквивалентного характера, средства, привлекаемые на добровольных началах.

Облигация – это вид ценной бумаги, которая удостоверяет внесение ее держателями денег. Подтверждает обязательства по возмещению номинальной стоимости этих ценных бумаг в предусмотренный срок с уплатой фиксированных процентных выплат (если прочее не предусматривают условиями выпуска).

Объект налогообложения – то, на что происходит начисление налога.

Органы валютного контроля в РФ включают ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой внебюджетный фонд, который образуется для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в нашей стране.

Получатель бюджетных средств – организация, бюджетное учреждение, которое обладает правом получать бюджетные средства по бюджетной росписи на определенный период (год).

Предмет финансового права включает отношения в обществе, которые могут возникнуть в процессе деятельности государства и муниципальных образований. Отношения проявляются в планомерном образовании (формировании), распределении и использовании денежных фондов (финансовые ресурсы) для реализации определенных задач.

Профицит бюджета ситуация, когда происходит превышение доходов бюджета над бюджетными расходами.

Распорядитель бюджетных средств представлен органом власти в государстве или органом местного самоуправления. Обладает правом распределения бюджетных средств по подведомственным получателям.

Расходы бюджета включают денежные средства, которые могут быть направлены на финансирование функций и задач государства и органов местного самоуправления.

Расходы государственные – издержки государства по обеспечению жизнедеятельности общества, включая управление страной, ее оборона, производственное развитие, социальные, экономические и культурные потребности.

Ревизия представляет собой максимально полное и глубокое обследование и анализ финансовой и хозяйственной работы компании, предприятия, организации, учреждения для проверки законности, правильности и целесообразности.

Резиденты определенные категории лиц, в число которых включены:

  • физические лица, то есть граждане государства РФ. Исключение составляют те, кто признается постоянно проживающими в зарубежной стране по ее законам;
  • постоянно проживающие в РФ на основе вида на жительство, которое предусмотрено законом страны, иностранные граждане и те, кто не наделен гражданством;
  • юридические лица, создаваемые по законодательству нашей страны;
  • те, кто находится за пределами РФ, включая филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов, которые указаны в подпункте «в»;
  • дипломатические представительства, консульства РФ и прочие официальные представительства государства, которые находятся за пределами территории, включая постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных учреждениях;
  • РФ, ее субъекты, система муниципальных образований, вступающих в валютные отношения.

Рефинансирование (бюджетное) процесс выпуска новых займов для покрытия ранее выпущенного долгового обязательства. Чаще всего используется в случае недостатка средств централизованных денежных фондов (бюджетов).

Сборы включают платежи, которые носят характер возмездности, представляют собой плату за услуги (например, в виде государственной пошлины), или плату за разрешение на определенную деятельность. Сборы предоставляются компетентными органами государства и органами местного самоуправления. В большинстве случаев носят разовый характер.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – затраты компании, которые выражаются в денежной форме на выпуск и продажу товара (работ, услуг).

Система российского финансового права – внутреннее строение, которое основано на объективной системе финансовых отношений в обществе. Представляет собой формирование и расположение финансовых и правовых норм в соответствующем порядке.

Страхование – система отношений экономического характера в области формирования централизованных и децентрализованных резервов средств (материальные и денежные), которые требуются для того, чтобы покрывать непредвиденные общественные расходы.

Страховая сумма – денежная сумма, которая определяется договором страхования. Устанавливает размер страхового взноса и страховых выплат, если договорами или законом нашей страны иное не предусмотрено.

Страховой взнос – сумма платы за страхование. Ее страхователь вносит страховщику по договору страхования в соответствии с законом.

Страховой риск – событие, которое предполагается. На случай его наступления проводят страхование. Подобное событие должно иметь признаки вероятности и случайности своего наступления.

Страховой случай – событие, которое уже совершилось. Оно предусмотрено договорами страхования или законом. С его наступлением проявляется обязанность страховщика производить страховую выплату страхователю, застрахованным лицам, выгодоприобретателям или прочим третьим лицам.

Субсидия включает бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу при условии долевого финансирования целевых расходов.

Упрощенная система налогообложения ИП – процесс замены уплаты налога на доходы физических лиц (по отношению к доходам, которые получены от ведения предпринимательской деятельности), имущественного налога (по отношению к имуществу, которое используется для предпринимательства), социальных отчислений с дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, выплат и прочих вознаграждений, которые были начислены в пользу физических лиц. Заменяется на единый налог, который исчисляется в соответствии с результатами хозяйственной деятельности за определенный налоговый период.

Упрощенная система налогообложения предприятий – замена уплаты налога на прибыль предприятия, имущественного налога, социальных отчислений. Вместо этих налогов происходит уплата единого налога, который вычисляется по результатам хозяйственной деятельности предприятий за соответствующий налоговый период.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) – устанавливается ЦБ РФ и используется с целью установления процента по кредитам в ходе предоставления кредитов коммерческим банкам. Кредиты выдаются в случае недостатка имеющихся денежных средств для того, чтобы обслуживать собственных клиентов.

Финансовая система РФ включает совокупность бюджетной системы. Она включает государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды, финансы компаний, организаций, предприятий, учреждений, отраслей, личное и имущественное страхование, государственный, муниципальный и банковский кредиты.

Фонд социального страхования РФ представляет собой специализированное финансовое кредитное учреждение при Правительстве РФ. Среди его направлений работы можно выделить выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождении детей до достижения ими возраста 1,5 года, пособия на погребение, оплату путевок для рабочих и их детей в санаторные и курортные учреждения, частичной оплате путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, частичному содержанию детских и юношеских спортивных школ и др.

Тестовые задания

Ситуативные задачи

Задача 1.

Комитет природных ресурсов города N получил доход от использования редких видов кустарников, которые находились в государственной собственности. Согласно бюджетной классификации необходимо определить вид, полученного дохода.

Задача 2.

Иванов принял решение заняться предпринимательской деятельностью, однако образовывать юридическое лицо он не захотел. Иванов решил проконсультироваться с налоговыми органами и узнать о налогах и их размере, которые он должен будет уплачивать. Налоговые органы отказали Иванову в предоставлении информации. Правомерны ли их действия?  

Задача 3.

  ООО «Берег» подало заявление в суд на аудиторскую организацию, где доказало, что произошла утечка информации, которая является коммерческой тайной. Данное обстоятельство произошло после проведения аудита, что также подтвердила фирма. Имела ли право аудиторская организация разглашать данную информацию? 

Задача 4.

Иван Сидоров, впервые за год обратился в бюро кредитной истории, с просьбой о предоставлении кредитного отчета по его кредитной истории. Бюро согласилось выдать историю, однако потребовала за это дополнительную плату. Сидоров отказался платить за данную услугу, сославшись на то, что имеет право бесплатно получить отчет по своей кредитной истории. Прав ли он?

Задача 5.

На занятии по финансовому праву Илья Сергеев пояснил, что валюта Российской Федерации – это денежные знаки в виде банкнот Банка России, а также иностранная валюта и драгоценные металлы.

Правильно ли ответил Илья Сергеев?

Задача 6.

Компания «Атлас» создана в соответствии с законодательством Италии и находится в Риме. Является ли компания «Атлас» резидентом Российской Федерации?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!