Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

Путеводитель по Яковлевской земле > Достопримечательности > Святые места (храмы, часовни) > Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с.Алексеевка > Во исцеление души

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

Во исцеление души

Подготовил Шляга Виктор, ученик 9 класса

Руководитель Алехина Наталья Ивановна

2004 год.

Выше Закона

Может быть только Любовь,

Выше права – лишь Милость,

И выше Справедливости –

Лишь Прощение.

Патриарх Алексий 2

Наша жизнь в этом мире является своеобразной экскурсией. Все в этой жизни не наше, мы лишь пользуемся земными благами, и мы не имеем права нарушать законы этой жизни, ведь они установлены не нами. Но, к великому сожалению, за 70 лет безбожия, подавления всякой духовности в человеке эти незыблемые каноны стерлись как в голове человека, так и в душе у него. А потом мы спрашиваем, почему у нас разнообразные болезни, проблемы, более глобально – рост преступности в стране, войны, террористические акты. Да ведь все это кара за наши грехи, за нарушение законов этой жизни, и до тех пор, пока мы не станем духовно возрождаться, видеть во всем волю Божью, жаловаться на жизнь, до тех пор будет страдать Россия и люди в ней.

Духовность в России стала возрождаться; восстанавливаются храмы, обители, монастыри, да и вообще люди становятся добрее, снисходительнее по отношению друг к другу.

В наше время, время видимых социально-экономических перемен в России происходит ее очищение от духовных и нравственных пороков, насаждавшихся в течение семидесятилетнего господства тоталитарной системы. Мы переживаем время исторического оправдания и духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, когда народ обращается к Русской Православной церкви. И это не случайно. Без внутреннего света жизнь человека, как писал русский философ И.А. Ильин – « земное без Божественного, внешнее без внутреннего; видимость без сущности, оболочка, лишенная главного; пустой быт, бездыханный труп; поваленный гроб, суета, страх, пошлость.»

Я верю в то, что наша страна возродится духовно, а за духовным возрождением не заставит себя ждать и экономическое, и политическое возрождение.

Одним из ярких примеров духовного возрождения земли нашей является восстановление храмов на родной Белгородчине.

В августе 2003 года я присутствовал на освещении закладного камня храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексеевка. На торжества по случаю закладки камня прибыло много гостей, пришли жители окрестных сел. Хочется отметить, что среди присутствующих было много детей, молодежи, и людей среднего возраста, чье детство сопровождалось атеистической пропагандой. Я с большим интересом наблюдал за происходящим и думал о том, что когда-то давно здесь уже существовал Божий храм, но был разрушен, и о нем осталась лишь память людская. Мне было интересно: а каким был тот прежний храм, что помнят о нем люди?

Мое любопытство привело меня в нашу сельскую библиотеку, где я познакомился с литературой о русских православных храмах. Большой интерес вызвала у меня книга белгородского краеведа Василия Ивановича Давыдова « Храмы Белгородчины». В этом кратком справочнике собраны уникальные фотографии храмов Белгородской области, даны краткие их описания. Наряду со справочным материалом, касающимся исключительно Белгородских храмов, много приложений, представляющих ценность для исследователя. Знакомясь с содержанием справочника, к своему горькому сожалению, я не обнаружил сведений о церкви Рождества пресвятой Богородицы, которая существовала в селе Красном, а после рождения села Алексеевки, в начале 20 века, в этом селе. Приступая к работе, я поставил перед собой цель систематизировать сведения о храме Рождества Пресвятой Богородицы, проследить его историю в 20 веке. Для достижения цели я использовал справочную литературу, публикации периодической печати, воспоминания сторожил**села, архивные документы.

Проанализировав и систематизировав полученные сведения, я обобщил их в своей работе.

Каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от судьбы и истории народа. И вместе с тем, « храм, как Дом Божий дает возможность выбрать путь спасения всему народу, Даже остатки разрушенных храмов своим молчаливым укором и напоминанием о былом величии призывают к созиданию, ответственности перед Богом, Родиной и историей». Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоан.

Рассматривая вопрос возникновения церкви Рождества Пресвятой Богородицы, я пришел к выводу о том, что церковь в селе Красном существовала еще в 18 веке. Подтверждением являются « Записки актера Щепкина». Записи начинаются со слов: « Я родился в селе Красном Обоянского уезда». Для нас ключевым является слово в Красном. Согласно «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля «Село — обстроенное и заселенное крестьянами место, в коем есть церковь», (том 4 стр. 172.) Подобное объяснение слову село, мы находим и в « Малом энциклопедическом словаре» Брокгаузе – Эфрона: « В настоящее время село – крестьянское селение с церковью». Основываясь на этих фактах можно с уверенностью утверждать, что церковь существовала. Подтверждения наличия церкви мы находим и в эпоху 19 века. Согласно данным Курского архива в 1863 году в селе Красное действовала церковно— приходская школа, в которой обучалось 20 мальчиков, а учил детей дьячок местной церкви. Данный факт является подтверждением того, что церковь действительно существовала. Мне удалось создать описание храма Рождества Пресвятой Богородицы по воспоминаниям сторожил села. Восстанавливая сведения о церкви, мне пришлось встретиться с большим количеством интересных людей, познакомиться с замечательными собеседниками. Много поведала мне Луханина Татьяна Яковлевна – жительница села Луханино 1917 года рождения. Очень интересным оказался рассказ Трубининой Александры Ивановны, жительницы села Алексеевка. Были встречи и с другими людьми, но воспоминания этих женщин, на мой взгляд, более интересны и ценны. Собрав воспоминания, я выделил в них общее, проверил упомянутые факты.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы располагалась на окраине села. В настоящее время на этом месте находится сельский дом культуры. Высота здания составляла примерно 25 – 30 метров. Каждый путник мог увидеть церковь, приближаясь к селу с любой стороны. Купола, покрытые золотистой краской, сияли на солнце, здание имело величественный вид. Вокруг храма невысокий забор, а во дворе вишневый сад. К главному входу церкви вела аллея кленов и тополей. Кстати несколько деревьев от той аллеи сохранилось и до наших дней. Великаны радуют каждого своей зеленой листвой. Я не ошибся, сказав об этих деревьях, великаны, потому что ствол дерева могут обхватить лишь два человека, взявшись за руки. Красив был храм не только внешне, но и внутри. Написанные искусной рукой художника лики святых смотрели на всякого, кто входил в этот храм. На стенах было много икон в том числе и старинных. Мне удалось выяснить, что в день Рождества Пресвятой Богородицы наиболее чтимы иконы: Сямская, Глинская, Лукиановская, Исаакиевская, Холмская, Курская «Знамение», Почаевская, Леснинская и Домницкая иконы Божьей Матери. На мой вопрос о судьбе церковных реликвий никто не смог дать мне однозначного ответа. Вероятно, как и говорили опрошенные мною свидетели тех далеких дней, часть икон забрали домой местные жители. В праздничные дни малиновый колокольный звон был слышен на расстоянии нескольких километров. В праздничные дни приезжали и приходили пешком на богослужение жители соседних сел Завидовка, Березовка, Мариновка. Особенно многолюдно было в престольный праздник в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября. На «Малую пречистую» (Рождество Богородицы) столы накрываются щедрые, молитвы звучат искренние и жаркие, Надо ведь поблагодарить Владычицу за только что собранный урожай, поскольку она главная покровительница земледелия, подательница всякого благополучия, родительница семьи и материнства.

Еще надо было крестьянину в этот день освятить в храме немного зерна и заполучить кусочек просфоры, раскрошить его, смешать с зерном и рассеять все это на своем поле с молитвами Пресвятой Деве о будущем урожае. Ведь просфора символизирует жертву, которую принесла миру Пречистая, и священник, нарезающий ее особым ножом, недаром произносит в подобных случаях: « Жрется агнец Божий вземляй трехи мира». Праздник заканчивался на пятый день. Нет в наши дни теперь уже такого праздничного размаха, хотя о своем престольном празднике селяне не забыли. В этот день в последние годы отмечается День села. Вот уже более полувека нет и красавицы церкви.

Обрабатывая данные проведенных мной интервью, я столкнулся с тем фактом, что некоторые мои респонденты называли храм и Троицкой церковью. Беседуя, с Лушпенко Екатериной Петровной, я пришел к мысли о том, что церковь была двухпрестольная. Так как у сел Алексеевка и Красное храм был один, а села слились в едино, то вероятно, в начале 20 века вместе с рождением села Алексеевка к старому храму был пристроен второй престол. К сожалению, свои выводы я не могу подтвердить документально, так как в архиве мне не удалось найти какие-либо подтверждения. Установить точно время, когда прекратила действовать церковь мне. к сожалению не удалось выяснить, но прослеживая судьбу храмов Белгородской области большинство из которых были закрыты в конце 30 годов, смею предположить, что и этот храм был закрыт в конце 20 годов.

Очень живы воспоминания у жителей о судьбе церкви в годы войны. В 1941 году, когда наша территория была оккупирована немцами, немцы разместили в церкви пленных советских солдат, позднее расположили склад. Люди с болью и горечью смотрели, как немцы оскверняли святыню. В 1943 году, рядом с храмом были размещены советские реактивные установки « Катюша». Немцы в течение дня бомбили село. В огне погибла улица Речная, была разрушена и церковь. В дни подготовки к летним боям деревянные перекрытия были использованы для блиндажей, а полуразрушенные стены храма с горьким укором смотрели на селян до середины 40 годов, пока не были разбиты на отдельные кирпичи для строительства хозяйственных колхозных помещений. Александра Ивановна Трубилина была свидетельницей тех событий и спустя полвека со слезами на глазах говорила: « Матерь Божья не давала людям разрушить храм. Несколько тросов было порвано трактористом, прежде чем церковная стена стала разрушаться». Лушпенко Екатерина Петровна поведала вообще об удивительном случае. Когда стали разрушать алтарь, одна из женщин в страхе выбежала на улицу и стала рассказывать о том, что; взявшись за кирпич, она увидела, как от ее рук пошел дым, и она почувствовала запах ладана. Что это? Выдумка? Желание выдать придуманное за действительное? Скорее всего, это был страх. Люди боялись того, что творили.

Прошли годы. На месте церкви вырос современный дом культуры, куда с большим удовольствием приходит молодежь, и с сочувствием и горечью приходят старики, вспоминая о рассказах своих родителей о том чудесном храме, который был в наших местах когда-то.

Демократизация нашего общества повлекла за собой перемены во всех сферах жизнедеятельности страны. В октябре 1990 года в РСФСР был принят Закон « О свободе вероисповеданий», задачами которого являлось «регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях соблюдения единообразного осуществления на всей территории РСФСР принципов свободы совести, закрепленных в Конституции РСФСР, а также реализация прав граждан на пользование этой свободой». В 1997 году Закон был переработан . Закон подтвердил право каждого гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений. Государство стало возвращать церкви, отнятые у нее храмы, монастыри, церковную утварь. В последнее десятилетие в России открылось более 10 тыс. приходов из них 18 тыс. ныне действующих, число монастырей выросло с 17 в 1987 году до 300 к настоящему времени, значительно увеличилось число епархий, и как следствие, православными считают себя более 60 % населения.

Большое внимание религиозной жизни общества уделяется со стороны государственной власти на Белгородчине. В правительстве области создан и действует отдел по делам религии, занимающийся координацией взаимоотношений между органами государственной власти Белгородской области и действующими на ее территории религиозными организациями.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года и но Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 от 19 июля 1995 года путем выделения из Курско-Белгородской епархии была возрождена Белгородско—Старооскольская епархия.

В Белгородской епархии числится 163 прихода и, если учесть, что в Белгородской области проживает примерно 1,5 млн. человек, то, теоретически, можно сказать, что на 9 тыс. жителей области имеется один приход.

Не обошли стороной перемены и наш Алексеевский сельский округ. В 90 годы отрыт был приход в селе Алексеевке. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположилась в приспособленном помещении, в здании старой школы по соседству с медицинским пунктом и парикмахерской.

Многие жители села отнеслись к этому неодобрительно, считая такое соседство плохим, и на сельских сходах говорили о необходимости строительства поистине Божьего дома. Со стороны властей было получено разрешение на строительство храма в селе, и вновь разгорелись споры о том, где должен быть храм. В конце концов было принято решение о строительстве храма рядом с домом культуры, примерно рядом с тем местом, где был храм раньше.

В 2003 году, как я уже говорил, был заложен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Разработан проект храма, создан попечительский совет. Селяне надеются, что со временем вновь над Алексеевкой зазвучит малиновый перезвон колоколов.

Твердь литая,

Доблесть славная!

Русь святая православная!

Ты в потемках, вроде семени,

В нас, потомках, спишь до времени.

И забьешь потом, как колокол,

И взойдешь цветком и колосом

И красу свою нетленную

Возвестишь на всю вселенную…

Н. Веселовская.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

1. Шаповалов В.А. Очерки краеведения “Белгородчины. Белгород 2000.

2. Алексий 2 Россия. Духовное возрождение. Москва. 1999.

3. М. С. Щепкин Записки крепостного актера. Москва 1988.

4. Давыдов В. Храмы Белгородчины. Белгород 2001.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!