Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

«Административное право»

 

Список нормативных документов

Источники административного праваэто исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т.е. общеобязательные формально определенные правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере.

В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов:

а) нормативные правовые акты;

б) нормативные публичные договоры;

в) судебные акты, признающие недействующими нормы административного права, и судебные акты, содержащие нормативное толкование действующих административно-правовых норм.

Рассмотрим подробнее каждый из названных видов источников административного права.

Нормативные правовые акты

  1. Законы

В соответствии с п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим источниками административного права могут являться как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

  • Федеральные законы:

а) основные (конституционные) федеральные законы – это законы, определяющие наиболее общие основные начала (принципы) организации и осуществления административно-распорядительной и административно -охранительной деятельности государства в Российской Федерации, основы административного правопорядка. К числу таких федеральных законов относятся:

– Конституция РФ – устанавливает правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (гл. 1–4, 6 Конституции РФ);

– федеральные конституционные законы – регулируют организацию и осуществление административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (Федеральные конституционные законы: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».

б) федеральные законы – это законы, определяющие на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов систему и организацию работы федеральных административно-публичных органов, регулирующие их административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность в отдельных сферах функционирования государства и общества или по отдельным ее направлениям, а также особенности административного правопорядка в указанных сферах: Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61 -ФЗ.

В числе обычных федеральных законов особо выделяются кодифицированные законы – кодексы. Единственным кодексом, который полностью состоит из норм административного права является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Кроме данного Кодекса административно-правовые нормы содержатся и в других кодексах, в частности в Земельном Кодексе, Градостроительном Кодексе, Жилищном Кодексе, Лесном Кодексе, Водном Кодексе, Бюджетном Кодексе, Налоговом Кодексе, Трудовом Кодексе и регулируют вопросы организации и осуществления деятельности административно-публичных органов в соответствующих сферах функционирования государства и общества.

 1.2. Законы субъектов РФ:

а) основные законы субъектов РФ – это законы, определяющие наиболее общие правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, основы административного правопорядка в соответствующих субъектах РФ (конституции и уставы субъектов РФ, определяющие систему и правовые основы функционирования органов исполнительной власти этих субъектов РФ)

б) законы субъектов РФ – это законы, определяющие на основе конституций и уставов субъектов РФ систему и организацию функционирования административно-публичных органов, образуемых этими субъектами, а также регулирующие осуществление ими административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности в отдельных сферах функционирования соответствующих субъектов по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, определяющие особенности административного правопорядка на территориях соответствующих субъектов (например, законы субъектов РФ о правительстве, иных органах исполнительной власти, о государственной гражданской службе, об административной ответственности и т.п.).

1.3. Подзаконные нормативные правовые акты

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) уполномоченными государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления в пределах их компетенции в целях конкретизации положений соответствующих законов, регулирующих вопросы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, обеспечения административного правопорядка и создания необходимого правового механизма действия названных положений законов.

Все подзаконные нормативные правовые акты, являющиеся источниками административного нрава, можно подразделить на следующие виды.

Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:

а) нормативные указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»)

б) постановления Правительства РФ, утверждающие какие-либо правила, положения, регулирующие отношения в административно-правовой сфере (например, постановления Правительства РФ об утверждении положений о федеральных министерствах, о лицензировании отдельных видов деятельности, об утверждении правил дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и т.п.)

в) нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в форме приказов, инструкций, правил, положений, регламентов, уставов (например, административные регламенты, определяющие процедуру осуществления государственного контроля и надзора в отдельных сферах, порядок государственной регистрации транспортных средств, правила оборота оружия и т.п.)

г) нормативные правовые акты иных федеральных административно-публичных органов, не входящих в систему исполнительной власти Российской Федерации (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции Центральной избирательной комиссии РФ, положения и инструкции Центрального банка РФ).

Особое значение в механизме административно-правового регулирования имеют кодифицированные федеральные подзаконные нормативные правовые акты, на основе которых осуществляется правовая регламентация больших групп общественных отношений, возникающих в административно-правовой сфере. К числу таких кодифицированных актов можно отнести:

а) правила (например, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, Правила проведения технического осмотра транспортных средств и т.п.);

б) положения (например, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и т.п.);

в) уставы (например, Устав патрульно-постовой службы полиции, Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, уставы федеральных государственных учреждений и т.п.);

г) инструкции (например, Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в федеральных органах исполнительной власти и т.п.);

д) административные регламенты (например, Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования).

Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ:

а) нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ – высших должностных лиц субъектов РФ (указы и постановления Президентов республик и губернаторов);

б) нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (постановления Правительств субъектов РФ);

в) нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, департаментов, управлений и т.п.), если законодательством соответствующих субъектов им предоставлено право издания нормативных правовых актов.

1.4. Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

в том числе:

а) нормативные правовые акты глав муниципальных образований, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной органам местного самоуправления федеральным законом или законом РФ;

б) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ;

в) нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований – глав местных администраций, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ.

1.5. Подзаконные нормативные правовые акты иных административных органов (органов публичного управления), действующих с санкции государства, но под контролем административно-публичных органов

В качестве источников административного права могут рассматриваться не только нормативные правовые акты, издаваемые (принимаемые) государственными органами и органами местного самоуправления, но и нормативные правовые акты, действующие внутри государственных и муниципальных учреждений и регламентирующие осуществление внутреннего управления в этих учреждениях. К их числу можно отнести, например, уставы государственных высших учебных заведений, внутренние приказы руководителей этих учебных заведений, правила внутреннего распорядка и режима, действующие в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Данные локальные нормативные правовые акты, по сути, устанавливают публичные правила поведения широкого круга лиц, как работающих в этих учреждениях, так и пользующихся их услугами (студентов, больных, отдыхающих и т.п.).

Общая совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, может быть названа административным законодательством РФ.

Правовые термины

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административное наказание  –  мера   административной   ответственности,   установленная законодательством   санкция   (наказание)   за   нарушение   общеобязательных   правил   в   конкретной   сфере жизнедеятельности общества.

Административное задержание – это процессуальное действие, которое представляет собой лишение на короткое время свободы гражданина, совершившего административное правонарушение. Данная мера направлена на содействие расследованию произошедшего правонарушения.

Административное расследование  –   представляет   собой   совокупность   процессуальных   действий, осуществление   которых   необходимо   для  получения  дополнительных  сведений   и   материалов,   необходимых   для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административное законодательство  –  система законодательства, формируемая в рамках отрасли административного   права   и   создающая   нормативно-правовую   основу   организации   и   деятельности   системы исполнительной   власти   и   исполнительных   структур   в   других   ветвях   власти,   по   осуществлению   функций государственного управления, включая обеспечение безопасности гражданина, общества, государства.

 Административное правонарушение – в соответствии со ст. 2.1 КоАП — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное принуждение   –  разновидность государственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.

Административный акт  –  акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила административного акта определяется тем, от какого органа он исходит.

Административный арест  —  вид   административного   наказания,   заключающийся   в   содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

Административный надзор  –  вид деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц этих органов по наблюдению за точным исполнением, соблюдением правовых норм в разных сферах правовой деятельности государства.

Административный процесс  –  в   широком   смысле   этого   термина  –  совокупность   последовательных действий,   урегулированных   правовой   нормой,   обеспечивающих   определенный   порядок   деятельности   органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации административно-правовых норм.

Гражданство  – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Деликт  —  в   административном   праве  —  непреступное   правонарушение,   административный   проступок, административное   правонарушение.   Административный   Д.  –  противоправное,   виновное   действие   (бездействие) физического   или   юридического   лица,   за   которое   Кодексом   или   законами   субъектов   РФ   об   административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Дисциплинарное высказывание  –  одна  из  мер   наказания  работника  за  неисполнение  или  ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка и иные правонарушения, за которые законами и иными нормативными правовыми актами установлена дисциплинарная ответственность.

Исполнительная власть  –  одна   из   трех   ветвей   государственной   власти   в   соответствии   с   доктриной разделения   власти.   И.в.   в   РФ   осуществляет   Правительство   РФ.   Основное   назначение   И.в.  —  реализация государственного управления всеми сторонами жизни государства.

Конфискация    орудия   совершения   или  предмета  административного правонарушения  –  вид   административного   наказания,   применяемый   в   соответствии   с   КоАП   к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения. К. орудия совершения или предмета   административного   правонарушения   является   принудительным,   безвозмездным   обращением   в федеральную   собственность   или   в   собственность   субъекта   РФ   не   изъятых   из   оборота   вещей.   Конфискация назначается судьей.

Лишение специального права,   предоставленного физическому лицу,  – административное наказание, предусмотренное ст.  3.8  КоАП, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Суть этого наказания — в ограничении права конкретного лица заниматься определенным видом деятельности (лишение права управления транспортными средствами, права охоты). Лишение специального права назначается судьей.

Постановление  —  один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти (например, Постановление Правительства Российской Федерации) судьи   и   следователя,   палатами   Федерального   Собрания   РФ,   Правительством   РФ,   правительствами   и   главами администраций субъектов  РФ,   государственными  комитетами  РФ,  пленумами  Верховного  Суда  РФ,  а также  по конкретным делам судами (судьями), следователями и органами административной юрисдикции.

Потерпевший –  в   производстве   по   делу   об   административном   правонарушении  —  физическое   или юридическое   лицо,   которому   административным   правонарушением   причинен   физический,   имущественный   или моральный вред.

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые акты   органов   исполнительной власти  -официальные   письменные   документы, содержащие правовые нормы (правовые предписания),   принятые и изданные в определенной правовой форме в соответствии   с   правовым   статусом   органов   исполнительной   власти   и   вызывающие   определенные   правовые последствия, в том числе возникновение, прекращение или изменение правоотношений в сфере ведения конкретного органа исполнительной власти. Издание правового акта  в установленной форме является наиболее распространенной формой реализации полномочий органов исполнительной власти.

Правоохранительные органы  –  система   органов   государственной   власти,   главной  задачей  которых является   осуществление   непосредственно   при   помощи   специальных   форм   и   методов   функций   правоохраны, обеспечения   безопасности   личности,   общества,   государства.   Кроме   того,   к   правоохранительным   организациям относят некоторые негосударственные органы и учреждения, какими являются адвокатура и специально созданные на общественной основе правозащитные движения.

Правоспособность   административная  –  установленная   административно-правовыми   нормами   и охраняемая   государством   возможность   гражданина   или   коллективного   субъекта   административного   права (организации)   вступать   в   административно-правовые   отношения,   приобретать   соответствующие   права   и   нести обязанности.

Предписание

1) одно из средств (методов) правового регулирования общественных отношений, состоящее в возложении прямой юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права;

2) обобщенное или частное название распорядительных актов императивного характера, издаваемых уполномоченными   на   то   государственными   органами   (должностными   лицами)   и   подлежащих   исполнению   со стороны субъектов, их получивших.

Предупреждение – вид административного наказания, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Протокол   об административном правонарушении  —  официальный   административный документ,   в   котором   уполномоченными   законодательством   лицами   фиксируется   факт   совершения административного   правонарушения,   факт   административного   задержания,   личного   досмотра,   досмотра   вещей, изъятия вещей и документов, задержания транспортного средства и т.д.

Санкция административная – мера административного принуждения, применяемая за административное правонарушение   и   являющаяся   административным   наказанием   определенного   вида.   Административные санкции предусмотрены   в Особенной   части   Кодекса   РФ   об   административных   правонарушениях   применительно   к   конкретным   составам административных правонарушений.

 

Устав  –  нормативный   правовой   документ,   устанавливающий   правовой   статус   разных   категорий   субъектов: юридических   лиц,   некоторых   самодеятельных   организаций,   не   пользующихся   правами   юридического   лица, субъектов РФ. Уставом регламентируются организация определенных сфер деятельности Вооруженных сил РФ, а также условия и порядок выполнения служебных обязанностей отдельных категорий работников (Уставы дисциплинарные, Уставы работников железнодорожного, морского, речного транспорта, гражданской авиации).

Ходатайство

1)  обращение   гражданина   с   просьбой   о   признании   определенного   статуса,   прав,   свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством РФ;

2)  официальная просьба   о   совершении   процессуальных   действий   или   принятии   решений,   обращенная   к   органу   дознания, следователю,   прокурору,   судье   или   суду.

Штраф (Административный) – вид административного наказания денежного характера. В соответствии с КоАП применяется за совершенные административные правонарушения как к физическим, так и к юридическим лицам.

Тестовые задания

 

Ситуативные задачи

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

Ответ
Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.
Ответ