Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

Путеводитель по Яковлевской земле > Достопримечательности > Святые места (храмы, часовни) > Храм Казанской иконы Божией Матери в п.Томаровка > Беззащитность красоты и памяти

Несколько лет назад на старый томаровский пруд прилетели лебеди. На это чудо природы тогда многие ходили смотреть, водили детей. Люди были удивлены, восхищены красотой птиц, но еще большее удивление вызвало у меня их отношение к дальнейшей судьбе этой красоты и чуда: «Да, красота необычайная, дивная… но найдется негодяй – порубит». Задумайтесь: мы видим красоту, чудо, удивляемся им, но почти уверены, что они погибнут!

Или вот: весной 1989 года в с. Пушкарное решили добывать мел или белую глину и едва не сокрушили гору, на которой стоял древний город Карпов. Что, в округе мало меловых гор? Нет. Но именно эта по какой-то дьявольской указке была выбрана горе-строителями. Как будто сам сатана толкал их под руку и нашептывал в уши: «Копайте!»

«И что за диво?..» – как писал Лермонтов. А разве могло у нас в наше время быть по-другому? Ответ не имеет смысла. Мы получили то, что так усердно строили последние 70 лет. Вытравленные идеологией души глухи к красоте и не имеют возможности хранить память. Вот вам подтверждение: в XIX веке в Томаровке были построены три прекрасные каменные церкви: Михайловская (1841 г.), Никольская (1859 г.) и Казанская (1869 г.).

Михайловская церковь, стоявшая в центре поселка, была самой большой, величественной и красивой. Высокая колокольня, мощный купол, стены с каменным декором и лепниной: даже разрушенная войной, обгорелая, она была монументальной.

Увидеть эту красоту нам помогла Вера Андреевна Мирошникова и… немецкий офицер, который стоял на постое в 1942 году в доме свекрови Веры Андреевны. Именно этот немец (видимо, все-таки немец, а не фашист) сделал рисунок или гравюру Михайловской церкви в 1942 году. Предпо­лагаю, что сделать это его заставила красота храма, уже полуразрушенного и обгорелого.

Что с ним стало после войны? Храм сломали и разобрали на кирпич, часть кирпича пошла на постройку Дома культуры, который (по словам очевидцев) построен на месте немецкого военного кладбища. Вы задумайтесь об этом! Дальше, на месте Михайловской церкви построили серый «коробок» поселкового Совета, а сейчас еще один – узла связи. Красоту разрушили, но нашли ли ей замену?. И могло ли быть иначе? Нет. Ведь красота в человеке воспитывается памятью: исторической, культурной, религиозной, семейной.

Судьба Дома культуры в Томаровке + еще одно тому подтверждение: он сгорел и уже разрушен. Кстати, сгорел он спустя ровно 60 лет (день в день) после разрушения в Москве Храма Христа Спасителя, построенного на народные деньги в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Взорвали храм – взорвали память, и вот Господь дает нам сегодня то, что мы имеем – бескультурье и беспамятство. Скажите, мог ли долго простоять Дом культуры (слово-то какое!), построенный из обломков Храма (именно так, с большой буквы)? Вы задумайтесь, задумайтесь над этим. Почти такая же участь постигла Никольскую церковь (единственную пятикупольную в Томаровке), которая так же была необычайно красива и славилась своим колокольным звоном. Ее не коснулась война – она была разрушена еще в 30-е годы, разрушена, как тогда считали, за ненадобностью. Людям, ее разрушавшим, не нужна была красота, не нужна была память.

Что же мы имеем сегодня на месте Никольской церкви, построенной при помощи княгини Натальи Салтыковой-Головкиной, надо полагать, в память своего предка – Гавриила Ивановича Головкина – первого владельца слободы Томаровки, сподвижника Петра I ? Дорожно-строительный участок, с его убогой и бессмысленной «архитектурой ». Это он стоит на месте Храма, а значит, на святом месте. «Свято место пусто не бывает?» У нас не только бывает, а обязано быть.

Иван Алексеевич Бунин как-то сказал: «Люди спасаются только слабостью своих способностей – слабостью воображения, внимания, мысли, иначе нельзя было бы жить». Это – о нас. Вот тому свежий пример: на северной окраине Томаровки, за некогда прекрасным лугом (кстати, изувеченным в свое время колхозом «Дружба»), началось строительство какой-то особо важной дороги, но, видимо, очень местного значения. Так вот, землю для отсыпки полотна (а это, надо полагать, не десяток и не сотня кубов) решили брать здесь же из прекрасной, природой рожденной горки, которая формирует мягкий, радующий глаз рельеф.

«А вы посоветуйте, где нам брать землю для дороги? » – отпарировал мой вопрос председатель поселкового Совета Ю. Р. Беляев. Вопрос резонный при двух «но»: во-первых, что это за дорога, кому и зачем она нужна; во-вторых, может быть, надо сначала попросить людей посоветовать, а затем уже браться за экскаватор, а не наоборот?

Юрий Романович объяснил, что решение это принято на малом Совете и при «выборочном опросе жителей ближайших улиц». Не знаю, как насчет опроса, но большие дела (а это природа и красота) надо решать на больших советах. Советах с людьми. И потом, не появятся ли вдоль этой дороги милые белые дачки, для «белых» людей. Место-то божеское! Если на эти вопросы не ответить сегодня – завтра о них никто не вспомнит, ибо будет сделана работа, какой-то «объем», будут израсходованы какие-то деньги, а значит вопрос решается «положительно». Только для кого?

Хочу привести слова академика Д. С. Лихачева из статьи «Русская при­рода и русский характер» : «Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до кон­ца, не засоряет рек…»

Кругом «нравственной оседлости» назвал академик место, где человек живет и воспитывается, где понимает красоту и хранит память об ушедших поколениях. Давайте перед началом любого дела думать о детях и внуках. Словом, надо думать, думать, делать то, к чему мы не привыкли. А вернее, от чего отвыкли.

С.САЕНКО, учитель истории. п. Томаровка.

//Победа.- 1992.- 4 июля

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!