Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

Путеводитель по Яковлевской земле > Достопримечательности > Святые места (храмы, часовни) > Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Шопино > Храм, простоявший два века

«Когда с севера по железной дороге подъезжаешь к Белгороду, то взгляду открывается изумительная по своей красоте долина реки Липовый Донец. Заливные луга и пойменные заросли, отвесные меловые склоны и хвойные перелески на холмистых отрогах радуют глаз пытливого путника. И над всей великолепной картиной белым лебедем возвышается храм. Его стройные черты венчают высокую гору и за много километров привлекают к себе взор. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы села Шопино», – такие строки написала в своем реферате по православной культуре ученица терновской школы Оксана Скрыпченко.

История этого храма и самого села, собранная в школе, очень интересна многим. Мы бы хотели поделиться ею с читателями газеты.

Село Шопино основано переселенцами из Украины в пору притеснения их польскими панами. После своего обустройства шопинцы отстроили себе деревянную церковь. Однако она ветшала и требовала ремонтов и перестроек. В начале XIX века, а точнее – в 1802 году селяне обратились к своему хозяину – графу Н.П. Шереметеву, владевшему обширной Борисовской вотчиной в Белгородском уезде (куда входило и Шопино) с прошением о постройке в селе каменного храма. Об этом сохранились сведения в личных графских архивах.

Деньги собирали всем миром, помог и граф. Белгородский архитектор Пётр Масалов разработал в 1807 году проект, утверждённый епископом Белгородско-Курской епархии Феоктистом. Но война с наполеоновской Францией отложила это начинание. Строительство началось лишь в 1815 году, после того как русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова в сражении под Ватерлоо разгромили французов. В честь этого судьбоносного события и началось строительство каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шопино. В 1817 году церковь была выстроена в стиле позднего классицизма и начала действовать. Вначале использовался старый иконостас из деревянной церкви, а в 1822 году был установлен новый. В 1891 году в ней перестелили полы и соорудили вокруг каменную ограду.

В 1867 году в селе Шопино была создана школа, причём по инициативе кре­стьян. До введения земских учреждений она помещалась в церковной сторожке. В 1877 году школа была переведена в общественный дом. Помещение состояло из одной классной комнаты, комнаты учителя и холодных сеней. Обучалось в ней 133 мальчика, девочек не было. В 1901 году была построена церковно-приходская школа, в которой было четыре класса. Так как средств для обучения у крестьян было недостаточно, то многие шопинские дети в школе не учились, особенно девочки (они занимались домашним хозяйством или же их отдавали в няньки богатеям). В селе было много неграмотных. Главным предметом в школе был «Закон Божий», его преподавал местный священник.

Более ста лет в шопинском храме проходили богослужения. Затем он разделил участь тысяч часовен, церквей и соборов, безжалостно порушенных. До Октябрьской революции 1917 года у храма была своя земля, библиотека. С началом «безбожного лихолетья» храм был лишён земли и уже через несколько лет попал в список беднейших церквей Белгородского уезда. Но это не остановило власти. При проведении изъятия в 1922 году церковных ценностей из храма унесли чашу, крест, ковчег. Своей излюбленной политикой изъятий и реквизиций власть подавала достойный пример грабителям помельче, которые не побоялись обворо­вывать храм. Но, несмотря ни на что, он продолжал своё служение, оставаясь порой единственным прибежищем, где человек мог думать и верить по своей совести, а не по указке партии.

Дабы окончательно расправиться с «очагом религиозного дурмана», в 1929 году шопинская церковь была закрыта. В ней расположили склад и клуб. Под сводами, где раньше читалось Евангелие и звучала проповедь любви и мира, теперь устраивали антирелигиозные вечера и учили классовой ненависти. С закрытием церкви у части крестьян пропали последние преграды совести, и в селе началось откровенное беснование. Появившаяся ячейка воинствующих безбожников делала всё возможное для оскорбления веры и верующих, на одном из своих антирелигиозных карнавалов молодые безбожники сожгли чучело священника.Верующих людей объявили неполноценными.

Но храм стоял. Началась война, и во время битвы на Огненной дуге село Шопино стало ареной жесточайших боёв с фашистскими захватчиками. 6 июля 1943 года оборону Покровской церкви, которая на военных картах обозначалась как «высота 225,9», прорвали 40 вражеских танков. В ней находился наблюдательный пункт командира батареи 932 артполка старшего лейтенанта М.Ф. Тульчинского, который вызвал огонь двух наших артдивизионов на себя и ценой собственной жизни не дал врагу пройти (танки были уничтожены). Тысячи снарядов и мин, словно град, сыпались на высоту. Всё кругом горело и плавилось, но храм, израненный и искорёженный, выстоял, как символ непобедимости русского духа.

В начале 50-х годов власти вдруг обнаружили, что храм ещё жив, и вынесли решение о его разрушении. Но не тут-то было! Применяемый нашими предками раствор не позволял даже подорвать здание, и церковь оставили в покое.

Сменились времена, и люди теперь имеют возможность сказать своё слово в защиту храма. При активном участии общественности, как Яковлевского района, так и Белгорода, десятилетие назад начались восстановительные работы. Был засыпан овраг заново возведена колокольня, благоустроена территория и построен дом для батюшки. 5 августа 1999 года состоялось освящение шопинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы архиепископом Белгородским и Старооскольскмм Иоанном. Храм стал православным центром мемориального комплекса в честь героев Курской битвы.

Возведённый в ознаменование победы русского народа над наполеоновской армией и выдержавший ураган огня в пору нашествия фашистских захватчиков шопинский храм до сего дня остаётся памятником верности и веры сынов нашего Отечества.

Рядом с храмом расположена природная купель, которую местные жители с любовью называют «Криницей». Первые упоминания о ней обнаружены в «Книге Большому Чертежу» из собрания Ундольского 1627 года, а затем в летописи курского дворянства XIX века. В них имеются сведения о том, что в пойме реки Липовый Донец находятся незамерзающие родники и болото с ольховой рощей. Крепостными и членами семьи графа Шереметева отмечены целительные свойства воды.

В 2000 году местный фермер С.И. Севастьянов по личной инициативе благоустроил это место. А четыре года спустя при поддержке властей и участии населения было начато строительство часовни возле родника и обустройство прилегающей территории. Были построены раздевалки, деревянный помост и лестница. Выполнены углубление и расчистка дна пруда от ила, расчищены 15 родников. Красивое место, чистая родниковая вода, имеющая постоянную восьмиградусную плюсовую температуру, привлекают внимание многих любителей купания, как в летнее, так и в зимнее время.

А. ЛОГВИНЕНКО

// Победа.– 2008. – 16 декабря.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!