Центральная библиотека

Яковлевского городского округа

Путеводитель по Яковлевской земле > Достопримечательности > Святые места (храмы, часовни) > Храм Покрова Пресвятой Богорордицы в с.Кустовое > Возрождение Покровской церкви в с.Кустовое

Кустовская СОШ

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ В С. КУСТОВОЕ

(научная работа)

Выполнила: Маханенко Марина ученица 10 класса Кустовской СОШ

Руководитель: Гребенкина С.А. учитель истории

«Россия, если ты отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок»

И. Кронштадский

В настоящее время все более заметную роль в жизни общества начинает играть церковь. Православная вера возрождается после политики культовых вождей, основанной на атеизме. Множество религиозных ценностей было разрушено. Но все же, благодаря истинно верующим, религия не потеряла своего значения и, как птица Феникс, восстала из пепла.

В 2003 г. на территории села Кустовое была открыта приходская церковь. Присутствуя на первом богослужении, я, придя на него из мирской суеты, словно попала в удивительный мир, полный блаженства, спокойствия и очищения.

Это было каким-то откровением для меня и побудило начать регулярно посещать воскресную школу для того, чтобы подробнее познакомиться с историей религии. И чем глубже и полнее становились мои знания, тем чаще задавала себе вопрос: «Почему в таком большом селе до сих пор не было церкви?». Так пришло решение более основательно изучить этот вопрос. После беседы с настоятелем приходской церкви – отцом Евгением (в миру Жарких Евгений Александрович), который рассказал мне множество различных фактов из истории Покровской церкви и благословил на изучение данной проблемы, мой интерес еще больше усилился.

Беседы со старожилами села, изучение источников областного архива, Курской епархии позволили снять завесу тайны Кустовской церкви. Просматривая ксерокопии документов из справочной книги о церквях и приходах Курской епархии за 1908 г., обнаружила, что в списке церквей Грайворонского уезда упоминается Покровская церковь в селе Кустовое, имеющая следующий адрес: п. Томаровка, Белгородского уезда, Покровская Церковь. Расстояние от губернского города – 130 верст, от уездного города -48 верст.

В этом документе, а так же в книге В. Давыдова «Храмы Белгородчины» упоминается дата основания Покровской двухпрестольной каменной церкви- 1881 год.

Все эти данные позволяют точно заявить, что речь идет именно о нашей церкви.

При беседе со старожилами села, в частности с Шульженко Иваном Сергеевичем, я узнала, что его дед Шульженко Иван Игнатьевич служил ктитором при церкви, а так же жил напротив нее.

Кроме этого, Иван Сергеевич рассказал, что церковь строилась десять лет жителями села (прихожанами). Она была достаточно большой и поэтому, наверное, понадобилось, столько времени для ее строительства. Затем, в течении двух лет велись отделочные работы.

Здание церкви было каменное, колокольня тоже. По штату в ней были положены: священник и псаломщик.

К сожалению, имена первых священников мне не удалось узнать, но в «Клировых ведомостях Курской епархии, Грайворонского уезда за 1916 г.» упоминается священник Петр Иосифович Орловский, из казны получавший 294 рубля, за землю, которая имелась при церкви (3 дес. – усадебной и 30 дес. – пахотной) – 185 рублей, хотя средний доход от земли составлял 250 рублей в год. Значит, большую часть дохода от земли забирал себе священник, остальная часть делилась между прихожанами. Кроме этого, братские доходы – 60 рублей, тоже входили в состав жалования священника. Таким образом, доход в 439 рублей в год позволял Покровской церкви иметь достаточно церковной утвари. В церковной библиотеке – 40 томов книг для чтения предназначенных.

Анализируя ведомости о приходе за период 1916, 1922, 2003 гл., я обнаружила, что количество жителей нашего села практически не изменилось, даже в 1922 г. проживало на 236 человек больше, чем сейчас, хотя количество дворов и увеличилось на 288. Причем, выявилась следующая закономерность, характерная и для нашего времени; количество женщин превышало количество мужчин.

Этот анализ помог мне сделать вывод о том, что Покровский храм в первой четверти XX века был достаточно богат, т.к. в основном все жители села посещали храм, внося какие-то пожертвования, работая на церковной земле. Эти сведения подтверждают старейшины села:

Минаев Иван Сергеевич – 1910 г.р.

Инютина Агафья Кирилловна – 1918 г.р.

Шульженко Иван Сергеевич – 1922 г.р.

В «Клировых ведомостях церквей 5-го благочиннического округа за 1922 г.» в послужных списках священно – церковно – служителей упоминается священник Петр Стефанович Голубенко, назначенный Епископом Курским и Обоянским Феофаном в 1919 г. в Покровскую церковь.

Псаломщиком с 1920 г. в этой церкви числился Федор Иванович Иванчихин.

В сведениях благочиннического надзора о поведении священнослужителей стоит резолюция: «Весьма хорошо».

Значит, Покровская церковь в 20 – 30 г.г. была на хорошем счету в Курской епархии.

В годы Великой Отечественной войны храм частично был разрушен. Служба проводилась в церковной сторожке. Часть церковной утвари была вывезена, оставшаяся (в основном – иконы) сожжена. В документах я обнаружила, что основанием для такой политики являлись ряд законов и декретов НКВД.

В 50 – е годы храм был разобран. Именно разобран, а не разрушен. Это меня поразило. Значит, иконы нужно было уничтожать, а кирпич можно было использовать для строительства – это не грех. Считается, что кирпич Покровской церкви использовался при строительстве двух сараев для скота (коровников), и строительстве дорог.

В селе помнят случай о том, что во время разборки колокольни, оттуда упал один из жителей села. Он остался жив, но долго болел, а затем умер. В настоящее время его родственники посещают храм. По их рассказам можно судить о том, что со временем к людям приходит раскаяние, хотя раньше они не понимали, какой чудовищный грех совершили.

Более пятидесяти лет в нашем селе не было церкви. Может это наказание за грехи наши? И вот с октября 2002 г. началось строительство храма благодаря инициативе Пересыпкиной Клавдии Николаевны, Марач Ирины Владимировны, Власовой Надежды Яковлевны, а так же пожертвованиям физических и юридических лиц. Освящение храма состоялось 23 мая 2003 г. Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

Присутствуя на этом событии, я поняла, что история возвращается на круги своя, несмотря на противостояние каких – то темных сил. Храм назвали Покровским, т.к. в селе отмечаются 2 престола: Покров (14 октября) и Тихон (26 августа). Из церковной утвари Покровской церкви сохранились лишь крест и икона. Остальное имущество обнаружить до настоящего времени не удалось.

Пройдет время и, может быть, на месте разрушенного храма воздвигнут новый. И очень важно, чтобы мы, молодое поколение, и те, кто придет нам на смену, помнили о своем достоянии.

Ведь недаром Русь называли святой – каждый придел в нашей земле освящен монастырями, церквями, чудотворными иконами. Очень хотелось бы, чтобы не иссякали святые истоки, не исчезла вековая народная культура. Это волнует всех, кому дорого прошлое, настоящее и будущее края.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!